Главная -> Идеи -> Философия -> Новая онтологическая модель парадигмы бытия...
Новая онтологическая модель парадигмы бытия
Автор: Кондрашин И.И.
Данная идея была предложена мною в рамках развития теоретической базы "научной философии" и современного переосмысления ее основ. До сих пор под "философией" полагают науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Именно так ее понимал Аристотель, считая философию "наукой о познании неких оснований и начал...". Чтобы познать истоки окружающего нас мира, необходимо вникнуть в суть законов, которым подчиняются различные виды движения материи. До сего времени движение материи большинство философов связывали в основном лишь только с ее движениями в пространстве и во времени, и на этих двух основополагающих категориях построена нынешняя онтологическая схема миропонимания. И действительно, ни одного события, явления или материального образования невозможно представить себе вне пространства и вне времени. Однако, более углубленная рефлексия сущности бытия, если ее осуществлять, опираясь лишь на две указанные глобальные категории, приводит к разочаровывающему выводу, что ничего, кроме механического движения, т.е. перемещения материальной точки (или системы точек) относительно точки отсчета, мы не имеем. Эта метафизичность в существующей картине мироздания имеет следствием тот большой разброд в нынешних объяснениях онтологических начал. Именно это стало причиной появления около 400 теистических версий, поскольку единственная атеистическая теория не может представить достаточно убедительной схемы или модели универсума, логично объясняющей ход диалектического развития окружающей нас жизни, а также дать ответы на многие вопросы, наиболее животрепещущие для человека. Ощущая ограниченность существующей научно-философской схемы, некоторые мыслители уже давно стали склоняться к тому, что двух основообразующих категорий – пространство и время – для описания поступательного развития материи и каузальности этого развития явно недостаточно. Но первое наиболее четкое определение обязательности рассмотрения организации строения материи с добавлением третьего компонента - движения в качестве - дано Ф. Энгельсом в его "Диалектике природы". Под качеством в настоящее время понимается структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика. Таким образом, изменение в качестве, или движение в качестве, следует рассматривать как движение в функциональной разнородности веществ, реализуемое через системную организацию материальных форм. Чем же объяснить, что именно качество, а никакая другая категория должна встать в один ряд глобальных категорий вместе с пространством и временем? Это следует прежде всего из самой природы категории качество, которое также, как и они, имманентно движению и поэтому может иметь свою собственную отдельную ординату. Качество также релятивно и простирается как вглубь, так и вширь материи. Также как у пространства и времени мы не можем выделить и у качества как самую мелкую единицу движения, так и определить предельную величину, как бесконечность у пространства, вечность у времени. Вместе с тем, у всех трех категорий можно выделить на их ординатах движения как координаты актуальной точки, так и любой точки отсчета. Движение в качестве так же неразрывно связано с движением во времени, как и движение в пространстве. Без движения во времени невозможно себе представить качественных изменений, оно является независимой переменной указанной взаимосвязи. Поэтому движение в качестве правильнее рассматривать как движение в качестве-времени и только в совокупности все три основополагающие виды движения обеспечивают развитие материи. Доказательством жизненной искомости предлагаемого диалектического онтологического подхода может служить хотя бы тот факт, что в условиях планеты Земля, где, ввиду объективных обстоятельств (неизменно ограниченная поверхность земного шара) пространственного приращения биосферы не происходит, и все развитие земной материальной совокупности за любой период времени происходит только за счет прибавления ее качественных свойств. Однако, онтологическая схема или схемы, которыми пользуются до сих пор, смысловой формулы диалектического развития окружающей среды, а значит объяснения причины ее саморазвития, не имеет. Таким образом, человеческое познание, опирающееся на научную философию, в настоящее время достигло такого предела, когда наши идеи относительно диалектического развития материальной объективности, зиждущиеся на двух глобальных категориях - пространстве и времени, перестали быть достаточными и требуют более расширенного подхода с учетом всех последних достижений в этой области знаний, но прежде всего в их взаимосвязи с движением материи по ординате третьей глобальной категории - качеству. Таким образом, для создания полной и целостной диалектической картины построения и развития материального мира необходимо рассматривать движение по трем ординатам: в пространстве - времени - качестве. В этой связи основной целью исследования явилась разработка теории, обосновывающей возможность соединения всех этапов эволюционного развития материи – от самых низших форм ее существования до самых развитых – в новую онтологическую модель развития, построенную, если придавать греческое звучание данной терминологии, на принципах триалектики. Данное исследование было выполнено на основе сочетания системного, логического и исторического подходов с использованием диалектического метода обработки всего комплекса знаний, достигнутых на современном этапе в естественнонаучной сфере. Анализ хода формирования и поддержания функциональных способностей единиц образований через организационные уровни системного каскада построения и развития материального мира позволяет выявить особенности его структурной архитектоники. Есть все основания утверждать, что таинственный, или мистический "Создатель" - это всего навсего движение материи в качестве, которое с течением времени последовательно обозначает на своей ординате фн. ячейки все более высокой категории, которые природа должна непременно своевременно заполнить соответствующими им фщ. единицами. Чтобы получить наглядное представление об этом, достаточно мысленно разложить, например, организм человека на органы, органы на ткани, ткани на клетки, клетки на макромолекулы и молекулы, те, в свою очередь, на атомы, атомы на ядра и электроны, ядра на протоны и нейтроны, те на кварки и глюоны, и т.д. вглубь материи до нулевых колебаний вакуума. Однако, до сего времени никто не может объяснить, почему эти действия беспрерывно происходят вокруг нас в обратном направлении, что является движущей и направляющей силой этого синтезирующего процесса, или, тем более, почему природа не остается как угодно долго в разложенном на субэлементы состоянии. Соединение всех этапов эволюционного развития материи – от самых низших форм ее существования до самых развитых – в трехмерном конти-нууме (пространстве - времени - качестве) более полно отражает единую, протяженную во времени, целостную картину мира и позволяет проследить исторический ход развития материи от раннего к позднему, от малого к большому, от простого к сложному. Эта модель дает возможность однозначно объяснять причинную обусловленность процесса эволюции низших форм в высшие, а также объективную закономерность этого процесса, наделяет науку способностью не только ответить на многочисленные вопросы когда, где?, но и на вопрос: почему? Вместе с новой онтологической моделью атеистическая версия, приобретает, наконец, не только иное звучание, но и свою неоспоримую доказательность, что позволяет возвысить ее логику над рассуждениями теистических версий. Данная онтологическая модель была защищена автором на кафедре теоретической философии Философского факультета МГУ в 1998 году. Подробно модель изложена в книге автора "Диалектика материи", опубликованной как в России, так и за рубежом (в Великобритании на английском языке).